Новосибирский государственный технический университет

Ежемесячный информационный бюллетень Издается с января 1992 г.
Архив выпусков бюллетеня "НГТУ Информ": сентябрь 2011 г. – декабрь 2015 г.

Итоги приема в аспирантуру в 2014 году. Новые правила подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре НГТУ

Изменения в подготовке кадров высшей квалификации в рамках нового закона об образовании
В конце декабря 2012 года был принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (редакция от 21.07.2014; с 21.10.2014 вступает в силу с изменениями и дополнениями), который устанавливает в Российской Федерации следующие уровни высшего образования:
• высшее образование — бакалавриат;
• высшее образование — специалитет, магистратура;
• высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.
Аспирантура стала третьей ступенью высшего образования. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом об окончании аспирантуры и присваивается квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь».
Контрольные цифры приема (КЦП) в аспирантуру за счет средств государственного бюджета стали получать и негосударственные вузы и научно-исследовательские институты. При этом общее количество бюджетных мест не изменилось. В работе НИИ увеличилась / появилась образовательная составляющая.
Согласно новому закону об образовании ликвидирован институт соискательства.
Докторантура перестала финансироваться из государственного бюджета.
Итоги приема в аспирантуру в 2014 году
Прием проводился по 19 направлениям (таблица 1), объединяющим 52 профиля. Контрольные цифры приема: 46 бюджетных мест на 12 направлений.
Всего принято 164 аспиранта на 18 направлений (43 профиля).
Итоги приема на бюджетные места в 2014 году (в счет КЦП) представлены на рисунке 1. Отмечены направления подготовки аспирантов, относящиеся к специальностям только одного факультета.
На рисунке 2 представлены итоги приема в аспирантуру НГТУ с учетом мест, выделенных по целевому набору для НГТУ.
Проблемы, которые возникли в процессе приема:
• контрольные цифры приема по техническим специальностям стали предоставляться по направлениям (ранее — в целом по техническим наукам);
• возросла роль целевых (заводских) аспирантов;
• прием осуществлялся по направлениям и профилям, а не к научным руководителям;
• выпускные магистерские экзамены не засчитывались в качестве вступительных в аспирантуру.
Итоги приема в докторантуру в 2014 году
Всего в докторантуре НГТУ 12 докторантов, из них в 2014 году зачислено 4 («Математическая логика, алгебра и теория чисел», «Оптика, лазерная физика (физико-математические науки)», «Материаловедение» и «Онтология и теория познания»). В целом распределение докторантов по научным специальностям в 2014 году представлено на рисунке 3.
Новые правила подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре
В связи с вступлением в силу нового закона об образовании (Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»), а также на основании приказов Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре» № 233 от 26 марта 2014 года и «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» № 1259 от 19 ноября 2013 года, перечня направлений подготовки кадров высшей квалификации) (1) и Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в силу вступают следующие новые правила и требования.
1. Новые правила
• «…Программы аспирантуры реализуются в целях создания аспирантам условий для приобретения необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности и подготовки к защите научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук»;
• «…Программы аспирантуры реализуются по направлениям подготовки высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и имеют направленность (профиль), характеризующую ее ориентацию на конкретные области знания…»;
• «…Программа аспирантуры представляет собой комплект документов, включающий общую характеристику программы, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин, программы практик, оценочные средства, методические материалы…»;
• «…Информация о программе аспирантуры размещается на официальном сайте организации…»;
• «…контроль качества освоения программы аспирантуры осуществляется посредством:
• текущего контроля успеваемости (оценивание хода освоения дисциплин и прохождения практик),
• промежуточной аттестации (оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам, прохождения практик, выполнения научно-исследовательской работы) (сессии в январе и июне),
 итоговой (государственной итоговой) аттестации (государственный экзамен и защита выпускной квалификационной работы)»;
• «…научно-исследовательская работа должна соответствовать критериям, установленным для научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук»;
• «…На основе учебного плана для каждого обучающегося формируется индивидуальный учебный план, обеспечивающий освоение программы аспирантуры на основе индивидуализации ее содержания…»;
• «…Контроль за выполнением обучающимся индивидуального учебного плана осуществляет научный руководитель…»;
• «…Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается диплом об окончании аспирантуры…. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации, выдается справка об обучении или периоде обучения в аспирантуре…».
1. Требования к условиям реализации программы аспирантуры
• «…Каждый обучающийся … должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам…»;
• «…Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
• доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин, практик и к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах,
 фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы,
• формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса,
• взаимодействие между участниками образовательного процесса;
• «…Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации в расчете на 100 научно-педагогических работников должно составлять не менее 2 в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science или Scopus, или не менее 20 в журналах, индексируемых в РИНЦ…»;
• «…Среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника должен составлять величину не менее, чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утвержденного Минобр­науки РФ…»;
• «…Научный руководитель, назначенный обучающемуся, должен иметь ученую степень, осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность по направлению (профилю) подготовки, иметь публикации по результатам указанной научно-исследовательской деятельности в ведущих рецензируемых научных журналах, а также осуществлять апробацию результатов научной деятельности на национальных и международных конференциях».
Новое Положение о докторантуре
Правительство Российской Федерации утвердило новое Положение о докторантуре (Постановление Правительства РФ № 267 от 4 апреля 2014 года «Об утверждении положения о докторантуре»), на основании которого в докторантуру может быть направлен работник, имеющий:
• степень кандидата наук,
• стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет,
• подтвержденные научные достижения,
• план подготовки диссертации.
Диссертация может быть подготовлена в принимающей организации, которая соответствует следующим требованиям:
• наличие совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по выбранной научной специальности;
• наличие в сформированном (формируемом) государственном (муниципальном) задании на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ или заключенных (подлежащих заключению) договоров (соглашений, контрактов) на выполнение работ (в том числе направляющей организацией) либо договоров (соглашений) о предоставлении грантов на проведение работ.
При этом направление работ должно соответствовать теме диссертации.
При выполнении этих условий «…принимающая сторона объявляет в средствах массовой информации о наличии возможности проведения докторантами научных исследований по темам, указанным в договорах (соглашениях, контрактах), предусмотренных предыдущим подпунктом, и размещает соответствующую информацию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и проводит конкурсный отбор».
«Подготовка диссертации осуществляется в срок до 3 лет».
«Подготовка диссертации осуществляется на основании договора между направляющей организацией, принимающей организацией и докторантом».
«Направляющая организация осуществляет докторанту ежемесячные выплаты в размере, равном однократному минимальному размеру оплаты труда».
«В случае если при направлении в докторантуру работник продолжает исполнять свои трудовые обязанности, ежемесячные выплаты производятся дополнительно к заработной плате».
Положение о докторантуре в НГТУ
На основании данного Положения было разработано и выставлено на сайте НГТУ «Положение о докторантуре в Новосибирском государственном техническом университете» (в разделе «Наука и инновации / Докторантура»)
1. Для проведения конкурсного отбора в НГТУ организуется комиссия под председательством проректора по научной работе.
2. Отбор производится в соответствии со следующими критериями:
• актуальность заявляемой темы диссертационного исследования;
• наличие научного задела;
• количество и качество публикаций по теме диссертации в рецензируемых научных журналах, в том числе индексируемых в международных наукометрических системах Web of Science и Scopus;
• опыт выполнения НИР в составе научных коллективов и в качестве руководителя.
3. «Для оказания помощи докторанту в подготовке диссертации НГТУ может быть назначен научный консультант из числа докторов наук.
4. Оплата труда научного консультанта производится из расчета 50 часов на одного докторанта в год, в том числе и в случаях утверждения докторанту двух научных консультантов».
5. «С целью активизации работы по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации, организации опережающей подготовки специалистов высшей квалификации для нужд НГТУ, докторантам-сотрудникам НГТУ в возрасте до 45 лет включительно (на момент зачисления) устанавливается из централизованного фонда университета доплата к ежемесячным выплатам до уровня среднеуниверситетской заработной платы доцента. При изменении тарифных ставок производится соответствующая индексация размера доплаты».
Перечень специальностей научных работников, по которым может осуществляться подготовка докторской диссертации в НГТУ, представлен в таблице 2.



1. Перечень направлений подготовки кадров высшего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1061 от 12 сентября 2013 года.

Тезисы доклад заведующего отделом подготовки кадров высшей квалификации доцента В. П. Драгунова

Выпуск № 12 (250) 29 декабря 2014 г.