Новосибирский государственный технический университет

Ежемесячный информационный бюллетень Издается с января 1992 г.
Архив выпусков бюллетеня "НГТУ Информ": сентябрь 2011 г. – декабрь 2015 г.

Развитие информационной системы НГТУ

Все выполненные и выполняемые работы в течение последних полутора лет можно разделить на 2 группы — прикладные и инфраструктурные проекты.

Прикладные проекты
• Система «Типовой сайт научного журнала»
• Система размещения диссертаций на портале
• Личный кабинет выпускника (1)
• Система учета договоров подряда
• Единый личный кабинет поступающего
• Отзывы студентов о дисциплинах (2)
• Сбор и оформление смет-заявок средствами Информационной системы
• Универсальная система анкетирования студентов и выпускников
• Развитие электронной библиотечной системы: система подключения других вузов
• Истории успеха выпускников на портале и на сайтах факультетов
• Развитие подсистемы приемной кампании в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ
• Система исполнения эффективного контракта преподавателя
• Электронный журнал успеваемости
• Аналитическая система «Преподаватель глазами студента»
1. Система «Типовой сайт научного журнала»
Типовой сайт научного журнала (3) (используется с декабря 2013 года) представляет собой универсальную систему, соответствующую требованиям Высшей аттестационной комиссии (ВАК) и библиографической и реферативной базы данных Scopus. Она позволяет создавать и поддерживать любое количество сайтов научных журналов, поддерживать русскоязычную и англоязычную версии.
Система обеспечивает подачу и рецензирование статей через сайт, отслеживание всех этапов прохождения статьи редактором журнала, авторами и рецензентами, автоматическое формирование сведений для РИНЦ по каждому выпуску журнала.
На ее базе работают сайты трех научных изданий НГТУ: «Доклады академии наук высшей школы Российской Федерации», «Научный вестник НГТУ», «Обработка металлов».
2. Система размещения диссертаций на портале (4)
Используется с мая 2014 года, разработана и внедрена в соответствии с требованиями Министерства образования и науки Российской Федерации (5).
На портале отображается актуальная информация о диссертационных советах университета и защищаемых в этих советах диссертациях (рисунок 1). Соискатель подает диссертацию через сайт, заведующий сектором диссертационных советов документирует и отображает на портале весь процесс защиты. Информация по каждой диссертации включает полный текст, автореферат, сведения об официальных оппонентах, ведущие организации, объявление о защите, отзывы на диссертацию, отзывы на автореферат, видео­запись защиты и все этапы прохождения диссертации — размещение, принятие к защите или отказ, выдача диплома.
В настоящее время на портале размещена полная информация по всем диссертациям, поданным в диссертационные советы НГТУ в 2014 году, а также краткая информация по диссертациям, поданным с 2007 по 2013 годы.
3. Система учета договоров подряда
Система (рисунок 2) внедрена в мае 2014 года. Цели внедрения:
• Повышение оперативности и точности внесения данных о договорах подряда в бухгалтерскую базу данных, исключение ситуаций, приводящих к несвоевременной оплате по договору подряда.
• Выполнение требований Федеральных законов № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» о публикации информации о договорах подряда на портале закупок Федерального казначейства zakupki.gov.ru
Разработанная система обеспечивает отдел сопровождения закупок возможностью получать сведения об объемах прямых закупок напрямую из Информационной системы университета. В настоящий момент с системой работает (с начала мая 2014 года) более 110 сотрудников, общий объем проходящих договоров подряда — 400–500 в месяц, а с начала запуска системы — более 2,5 тысяч. Уменьшилось число несвоевременных выплат по договорам подряда.
4. Сбор и оформление смет-заявок средствами Информационной системы
Цель проекта — подготовка планов-графиков закупок на очередной год в соответствии с требованиями Федеральных законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ и обеспечение планово-финансового отдела НГТУ инструментом онлайн-контроля над формированием смет-заявок для формирования плановой матрицы доходов и расходов.
В план-график закупок включаются описание объекта закупки, количество товара, сроки закупки. Публикуется план-график отделом сопровождения закупок, а формируется по расшифровкам смет-заявок, которые подаются подразделениями. Введение сбора и оформления смет-заявок средствами Информационной системы должно повысить качество предоставления информации о планируемых расходах подразделений и сделать планы-графики на 2015 год более достоверными. Кроме того, ПФО получает инструмент онлайн-контроля над формированием смет-заявок для последующей работы. Процесс сбора и оформления смет-заявок средствами Информационной системы представлен на рисунке 3.
5. Развитие электронно-библиотечной системы (6)
В начале 2014 года было заключено парт­нерское соглашение НГТУ с Новосибирским государственным медицинским университетом и Красноярским государственным медицинским университетом имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого о взаимном обмене ресурсами между электронными библиотечными системами (ЭБС) вузов-партнеров. В рамках этого соглашения Центром информатизации университета разработан комплекс программных средств, позволяющих выполнять регулярный взаимный обмен ресурсами с ЭБС этих вузов.
В развитии этой же задачи в октябре 2014 года была разработана универсальная система подключения пользователей других вузов к ЭБС НГТУ: пользователи внешнего вуза получают возможность пользоваться ЭБС НГТУ так же, как если бы они были сотрудниками и студентами нашего вуза. Кроме того, внешние вузы получают возможность добавлять свои ресурсы в ЭБС НГТУ. Это решение позволит на единой технической базе ЭБС НГТУ создать межвузовскую ЭБС с возможностью совместного использования и наращивания контента. Проект был представлен на совещании директоров вузовских библиотек в октябре и на библиотечной конференции в ноябре 2014 года и вызвал определенный интерес.
Реализация этого проекта может привлечь в НГТУ дополнительные финансы (т. к. подключать другие вузы планируется за плату) и позволит повысить имидж и известность нашего университета.
6. Система исполнения эффективного контракта преподавателя
Эффективный контракт преподавателя включает до 79 показателей по 4 направлениям деятельности (учебная, научная, международная, профориентационная). В библиотеке нормативных документов представлены все утвержденные методики по всем направлениям, подписанные руководителями соответствующих подразделений и проректорами.
Технология работы в системе включает три этапа:
1) Ввод преподавателем или ученым секретарем кафедры принимаемых обязательств — составление индивидуального плана по показателям эффективного контракта (рисунок 4).
Ввод данных о фактическом исполнении взятых обязательств по эффективному контракту (рисунок 5).
Ввод осуществляется:
• кафедрами (по разделам «Международная деятельность», «Научно-исследовательская работа студентов», «Профессиональная деятельность» и др.);
• преподавателями («Печатные работы», «Электронные ресурсы в ЭБС» и др.);
• часть данных для эффективного контракта берется из других разделов Информационной системы по таким показателям, как «Руководство грантами», «Руководство аспирантами», «Защиты аспирантов» и др.
Введенные данные проверяются ответственными подразделениями, точно так же, как и показатели по кафедрам, контролируются два раза в год. Ввод данных для эффективного контракта интегрирован с подсистемой сбора данных для кафедральных показателей, и один раз введенные данные попадают в показатели кафедры и показатели эффективного контракта.
2) Отображение отчетов и подробных расшифровок по результатам исполнения контракта (рисунок 6).

Инфраструктурные проекты и сервисы
• Повышение надежности и отказоустойчивости системы
• Облачное файловое хранилище
• Облачная платформа НГТУ
• Развитие корпоративной почтовой системы.
1. Облачное файловое хранилище
Облачное файловое хранилище НГТУ представляет собой ресурс для хранения и обмена файлами любого типа.
Облачное файловое хранилище может быть полезно в двух аспектах: использование файлов с различных рабочих мест и совместное использование файлов.
1.1. Использование файлов с различных рабочих мест
Принцип работы заключается в следующем:
1. Все персональные и корпоративные компьютеры пользователя подключаются к серверу облачного файлового хранилища. Это может быть компьютер в административной или учебной сети, ноутбук, подключенный через Wi-Fi НГТУ, персональный домашний компьютер. Число устройств неограниченно.
2. Указывается каталог, который необходимо синхронизировать между этими компьютерами.
3. Любые файлы, помещенные в синхронизируемый каталог, будут загружены на сервер облачного хранилища, а затем на все подключенные компьютеры (рисунок 7).
1.2. Совместное использование файлов
Второй ключевой особенностью облачного файлового хранилища, помимо синхронизации файлов, является возможность предоставления доступа другим пользователям к личным файлам и каталогам (доступ нескольким пользователям к одному и тому же файлу или каталогу и использование его в качестве обменника общими файлами).
Через веб-интерфейс можно генерировать веб-ссылку на файл, чтобы дать доступ к нему анонимным пользователям, установить пароль и время действия общего доступа.
Облачное файловое хранилище позволит:
1. Обеспечить сохранность важных файлов за счет дублирования их на различных устройствах и на сервере облачного файлового хранилища.
2. Обеспечить доступ к рабочим файлам, когда нет доступа к рабочему компьютеру.
3. Упростить процесс обмена файлами с внешними контрагентами, например, достаточно приложить веб-ссылку на файл в электронном письме, а не добавлять его во вложение.
Оптимизировать процесс обмена файлами в пределах НГТУ (рисунок 8).
Подсистемы находятся в стадии бета-тестирования. Предполагается, что система будет доступна в конце декабря 2014 года (рисунок 9).
2. Облачная платформа НГТУ
Для выполнения ресурсоемких расчетных задач ресурсы ГРИД-системы НГТУ, приобретенные в рамках Инновационной образовательной программы в 2007–2008 году, уже устарели, но вполне могут быть использованы в учебном процессе в двух направлениях.
2.1. Виртуальные типовые рабочие места
Виртуальные рабочие места — это набор типовых виртуальных машин, которые создаются из заранее подготовленной администратором операционной системы с установленным набором программного обеспечения.
Типичное применение данной технологии — проведение периодических занятий для изучения конкретной технологии или программного обеспечения. Например, изучение языков программирования для создания веб-сайтов. Один раз в год администратор или преподаватель подготавливает операционную систему с установленным ПО, затем эталонная система тиражируется на необходимое количество идентичных копий и используется в течение всего курса. По окончании занятий все копии удаляются. Доступ к таким рабочим местам может быть получен и с сети Интернет, что особенно удобно для проведения курсов. После окончания семестра виртуальные рабочие места освобождаются. Остается эталонная система до следующего семестра или до следующего набора курсов (рисунок 10).
2.2. Предоставление вычислительных ресурсов для развертывания любых сервисов
Администратору предоставляются облачные ресурсы, т. е. процессоры, оперативная память и дисковое пространство, на которых он может развернуть необходимые для своей инфраструктуры виртуальные машины с любыми операционными системами. Например, терминальный сервер для изучения UNIX-систем, размещения веб-сервера, базы данных и т. д. Типичным примером является размещение системы управления баз данных для проведения лабораторных работ по курсу «Базы данных» или виртуальных машин с системой GNU/Linux для глубокого изучения.
Схема создания и использования виртуальных рабочих мест и предоставления вычислительных ресурсов представлена на рисунке 10.
3. Развитие корпоративной почтовой системы
Корпоративная почтовая система7 функционирует с ноября 2013 года. В настоящее время 850 пользователей активизировали почтовые ящики, из которых активно используют почту 450. Полностью свои почтовые сервисы перенесли факультеты прикладной математики и информатики, факультет летательных аппаратов, кафедры автоматики, русского языка, электронных приборов и Ассоциация выпускников НГТУ–НЭТИ.

Нормативно-методическое обеспечение
За 10 лет существования Центра информатизации университета, а до этого Центра информатизации учебного процесса, Информационная система охватила почти все области НГТУ.
Для работы пользователей с Информационной системой на сайте в разделе «Информационная система университета» / «Нормативные документы» собраны документы, которые регламентируют работу с различными разделами Информационной системы (рисунок 11).
Все документы сгруппированы по отдельным группам: для администраторов подразделений, документы общего назначения для всех сотрудников и для отдельных групп сотрудников. В каждом из разделов представлены необходимые документы, положения, регламенты, указания, инструкции, более 60 документов разного уровня по работе с различными разделами Информационной системы (рисунки 12).



1. О личном кабинете выпускника — в бюллетене «НГТУ Информ» № 9 (247 от 24 сентября 2014 года, с. 16
2.  О ресурсе «Отзыв студентов о дисциплине» — в бюллетене «НГТУ Информ» № 9 (247) от 24 сентября 2014 года, с. 17
3.  О типовом сайте научного журнала — в бюллетене «НГТУ Информ» № 3 (241) от 27 марта 2014 года, с. 14
4.  О системе размещения диссертаций на портале — в бюллетене «НГТУ Информ» № 8 (246) от 29 августа 2014 года, с. 13
5.  Положение о присуждении ученых степеней утверждено Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013 года № 842 «О порядке присуждения ученых степеней», вступило в законную силу 1 января 2014 года.
6. Об электронно-библиотечной системе — в бюллетене «НГТУ Информ» № 9 (211) от 26 октября 2011 года, с. 14

Тезисы доклада директора Центра информатизации университета доцента В. М. Стасышина

Выпуск № 12 (250) 29 декабря 2014 г.