Новосибирский государственный технический университет

Ежемесячный информационный бюллетень Издается с января 1992 г.
Архив выпусков бюллетеня "НГТУ Информ": сентябрь 2011 г. – декабрь 2015 г.

К юбилею О. Н. Веселовского

21 марта исполнилось 85 лет заслуженному работнику НГТУ, почетному работнику высшего образования, почетному академику Академии электротехнических наук РФ, доктору технических наук профессору Олегу Николаевичу Веселовскому, основателю и первому заведующему кафедрой электротехники (1962–1994 гг.), декану электромеханического факультета и факультета энергетики (1959–1964 гг.), проректору по учебной работе (1965–1974 гг.)

Мне посчастливилось проработать с Олегом Николаевичем почти полвека. Мы оба приступили к работе в НЭТИ с сентября 1959 г.
Меня после окончания радиотехнического факультета оставили на кафедре теоретических основ радиотехники в качестве ассистента, а Олег Николаевич к этому времени окончил электромеханический факультет Московского энергетического института (1950 г.), аспирантуру при нем, успешно защитил кандидатскую диссертацию, проработал доцентом кафедры истории энергетической техники и по совместительству заместителем декана электроэнергетического факультета. Итак, уже в МЭИ Олег Николаевич сформировался как ученый, педагог и администратор.
В 1959 г. Олег Николаевич был приглашен в НЭТИ и избран доцентом кафедры теоретических основ электротехники (ТОЭ), возглавляемой Василием Михайловичем Казанским – тоже выпускником МЭИ и аспирантуры этого вуза. Вскоре О. Н. Веселовский был назначен деканом электромеханического факультета (а затем и электроэнергетического факультета). Обе эти должности потребовали огромной мобилизации сил и энергии, поскольку институт находился в стадии становления и продолжал динамично развиваться (фото 1).
Успехи молодого декана, его хорошие организаторские способности не остались незамеченными, и Олега Николаевича в 1965 году назначают проректором по учебной работе.
Небольшое отступление. Стремительное развитие института в конце 50-х годов неизбежно вело к росту объема учебных и научных задач, которые требовали каждодневного внимания. Сочетать оба вида деятельности одному заместителю директора (В. М. Казанскому) становилось все труднее. Поэтому Георгий Павлович Лыщинский назначил два заместителя директора: по науке — В. М. Казанского, а учебной работе — В. Т. Орлова, который оставался на этом посту до своей кончины (1965 г.).
К началу работы Олега Николаевича в должности проректора по учебной работе (фото 2) институт насчитывал семь дневных и четыре заочных факультета, на которых обучалось соответственно около 10 и 4 тысяч студентов. Набор студентов на первый курс все увеличивался.
Молодой институт довольно часто работал с опережением: сначала открывалась новая специальность, а затем для обеспечения подготовки специалистов разрабатывались учебные планы и программы, формировался коллектив преподавателей, создавались лаборатории. Институт становится центром подготовки специалистов по новейшей технике (за Уралом). На плечи молодого проректора лег огромный груз работы и ответственности.
Работая в течение 9 лет в должности проректора, О. Н. Веселовский много способствовал зарождению и укреплению положительных традиций в учебно-воспитательной работе.
В течение ряда лет он руководил семинаром по научной организации учебного процесса. Семинар активно посещался преподавателями, как нашего института, так и других вузов города. Возросшее число участников семинара и необходимость более четкой организации работы привели в 1968 году к созданию в НЭТИ на общественных началах НИИ по научной организации учебного процесса во главе с Г. П. Лыщинским и О. Н. Веселовским. Было начато систематическое издание сборника «Научная организация учебного процесса», материалы которого получили широкую известность среди вузовской общественности страны и продолжавшееся до начала 90-х годов. В короткий срок ряд преподавателей, сотрудников этого НИИ, защитил диссертации по педагогике высшей школы и психологии. Это позволило создать в 1971 г. психологическую службу, которая проводила массовое психофизическое обследование по адаптации студентов-первокурсников к условиям учебы в вузе, проводила соответствующие занятия со студентами и преподавателями и др.
По инициативе Г. П. Лыщинского и О. Н. Веселовского было введено кино и телевидение в учебный процесс. В короткий срок все большие поточные аудитории были оборудованы киноаппаратурой и телесетью. Фонд учебных фильмов (включая три фильма кафедры ТОР по теории сигналов!) насчитывал сотни наименований. Холлы учебных корпусов были оборудованы установками дневного кино (изготовленными институтской мастерской), где в перерыве между занятиями демонстрировались научно-популярные и документальные киножурналы. Сеть телевизионных аудиторий позволяла транслировать из телестудии либо лекции, либо сопроводительный учебный материал. Помню как в 1974 году была установлена прямая телесвязь между Академгородком и нашим институтом. Это послужило началом трансляций лекций ведущих ученых из институтов СО АН СССР.
Специально созданный методический совет занимался техническими средствами обучения (ТСО) и вопросами программированного обучения. Под руководством Г. П. Лыщинского и О. Н. Веселовского начались работы по созданию нескольких типов учебно-контролирующих машин. Многие лаборатории института, в том числе и лаборатория РТЦиС нашей кафедры, были укомплектованы машиной «НЭТИ» с пультами на лабораторных и преподавательских столах. Машина использовалась для контроля усвоения лекционного материала, а также для проверки подготовки студентов к очередному лабораторному или практическому занятию, при защите домашних заданий и отчетов по лабораторным работам.
Важность проводимой работы была оценена Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР. Оно разрешило организовать при НЭТИ межвузовскую лабораторию по созданию и внедрению ТСО в учебный процесс. Лаборатория способствовала внедрению программированного обучения и ТСО в учебный процесс вузов Сибири и Дальнего Востока, она разрабатывала также рекомендации и публиковала методическую литературу по применению обучающих и контролирующих машин. Под эгидой лаборатории в 1966 году состоялась Всесоюзная конференция по программированному обучению. В этом же году был проведен первый зональный семинар преподавателей вузов Сибири и Дальнего востока по методике использования обучающих и контролирующих машин. Второй семинар состоялся в 1967 году и был посвящен теоретическим вопросам программированного обучения, а третий (1968 г.) — вопросам научной организации учебного процесса.
В 1971 году был сдан в эксплуатацию межкафедральный класс автоматизированного обучения и контроля (АК-308) на 28 рабочих мест. В классе был центральный пульт управления и единое для всего класса информационное табло. Затем еще один межкафедральный автоматизированный класс, классы на кафедрах общей электротехники, химии и иностранных языков. Кафедры накопили опыт применения ТСО. Это был своего рода период перехода всех преподавателей и студентов к овладению вычислительной техникой (ВТ). Внедрение ВТ было предметом особой заботы ректората и лично О. Н. Веселовского. Институт в числе немногих вузов создал вычислительный центр, сначала на базе ламповой машины «Минс-1», затем машин типа «Урал», «Одра», «Наири», «Проминь», «Мир» и др. Стали создаваться факультетские и кафедральные вычислительные залы. Стремительно росло число дисциплин, при изучении которых использовалась вычислительная техника.
Закладывались основы ныне действующей модульно-рейтинговой системы, а в 80-е и 90-е годы О. Н. Веселовский стал одним из инициаторов широкого внедрения этой системы.
В эти годы НЭТИ далеко продвинулся вперед в области использования различных ТСО и ВТ учебном процессе. В этом не малая заслуга Олега Николаевича. Немногие вузы Зауралья могли соперничать с нами в этой области.
В связи с ростом численности студентов, увеличивалось и число преподавателей вуза. Ряды преподавателей пополнялись в основном за счет выпускников и аспирантуры института. Для начинающих преподавателей была организована «школа молодого лектора» — постоянно действующий семинар, на котором лучшие лекторы института делились секретами своего мастерства. Важное значение для молодых преподавателей имело посещение (с дальнейшим обсуждением) занятий более опытных коллег. Это широко практиковалось на всех кафедрах в тот период (к сожалению, в последние годы эта традиция нарушается). Кроме того, была опубликована десятка фамилий лучших лекторов института — в нее вошел и О. Н. Веселовский.
Я побывал у всей «десятки». Но самое сильное и глубокое впечатление на меня произвели лекции Олега Николаевича. У него от Бога все составляющие преподавательского мастерства. Подтянутая, аккуратная внешность. Актерское обаяние: красивый поставленный голос, ораторское мастерство, умение владеть аудиторией. Живая и ясная форма изложения материала. Профессионально глубокое и строго дозированное изложение, совершенное владение методикой. На редкость рациональное использование доски. Эрудиция. Чувство юмора. Интеллигентность. Доброжелательность в общении (фото 3, фото 4).
Мои посещения открытых лекций не прошли напрасно – вскоре и меня «угораздило» попасть в «десятку» лучших. И в этом немалая педагогическая заслуга Олега Николаевича.

Тактичность, внимательность и доброжелательность О. Н. Веселовского я испытал на себе при первом личном знакомстве. В 1965 году в Москве была организована школа-семинар для преподавателей курсов «Основы теории цепей» и «Радиотехнические цепи и сигналы», и мы были делегированы на эту школу. Случилось так, что нас в гостинице поселили в один номер. Для меня было от чего поволноваться — начинающий лектор и проректор своего вуза, мэтр педагогики. Но Олег Николаевич как-то быстро и естественно снял мое напряжение и вскоре у нас установились непринужденные, товарищеские отношения. Вечерами, после занятий в школе, мы пили чай с пряниками в своем номере и много общались на различные темы. Олег Николаевич великолепный рассказчик. На всю оставшуюся жизнь я проникся уважением к этому мудрому, доброму и тактичному человеку. Возникшие товарищеские отношения переросли в дальнейшем в дружеские (фото 5).
Впоследствии мы читали лекции на одном потоке, и нам пришлось несколько лет вместе принимать общий государственный экзамен по нашим двум дисциплинам. Корректно, доброй шуткой или просто репликой Олегу Николаевичу удавалось снять стрессовое состояние на экзамене некоторых студентов. Но его отеческая доброта всегда сочетается с должной требовательностью. И студенты это отлично понимают и отвечают глубоким уважением (
фото 6). Не случайно по анонимному анкетированию студентов, Олег Николаевич занимает лидирующее положение среди преподавателей факультета. Мне кажется, что он больше гордится Почетной грамотой студенческого факультетского бюро ВЛКСМ тех лет, чем последовавшими затем правительственными наградами.
В 1974 году Олег Николаевич оставил должность проректора, чтобы целиком сконцентрироваться на научной работе (
фото 7). В научной деятельности он показал себя творческим, целеустремленным и эрудированным исследователем. Его труды относятся к двум научным направлениям: электрические машины и история электротехники.
О.Н. Веселовский – основатель научной школы «Низкоскоростные линейные электродвигатели». Он подготовил и защитил в 1981 году докторскую диссертацию, отражающую его личный вклад в развитие нового научного направления. В 1982 году ему было присвоено звание профессора. Он подготовил свыше десятка кандидатов и двух докторов технических наук. Его школой опубликовано свыше 200 научных работ. Результаты научных исследований доведены до практической реализации в промышленности и получили признание в нашей стране и за рубежом.
Олег Николаевич является признанным ученым в области истории электротехники: им написаны несколько десятков статей и семь монографий. В частности, им опубликована научная биография М. О. Доливо-Добровольского — одного из основоположников современной электротехники (
фото 8).
В 1977 г. за монографию «Энергетическая техника и ее развитие» он был награжден Почетным дипломом Советского национального комитета историков естествознания и техники.
Не случайно, что Президиум Академии электротехнических наук (АЭН) и образованная им редколлегия предложили Олегу Николаевичу участвовать в подготовке и написании фундаментального пятитомного научного издания «Энциклопедия электротехники» (
фото 9,фото 10).
В 1993 году Олег Николаевич избран действительным членом АЭН, а в 2002 г. — Почетным академиком АЭН (фото 11).
О. Н. Веселовский постоянно и активно участвует в общественной жизни института. Неоднократно избирался членом партбюро факультета и парткома института, был председателем комиссии по зарубежным учебным и научным связям, членом различных институтских советов, членом научно-методического совета Минвуза СССР по электротехнике, председателем городского объединения преподавателей электротехники и др. Очень часто избирался председателем различных производственных, партийных и профсоюзных собраний за умение быстрого и компромиссного решения сложных вопросов. В настоящее время Олег Николаевич в составе Совета старейшин по присуждению почетных степеней и званий НГТУ. (
фото 12)
Личная высокая культура, моральные качества, эрудиция, требовательность к себе, тактичное и внимательное отношение к окружающим, профессионализм ученого, педагогическое мастерство и многое другое — все эти качества снискали ему большой авторитет в коллективе вуза и за его пределами.
За многолетнюю плодотворную научно-педагогическую деятельность по подготовке высококвалифицированных специалистов Олег Николаевич награжден шестью Правительственными наградами, в том числе медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Биографические данные с информацией о научно-педагогической деятельности О.Н. Веселовского опубликованы в энциклопедии «Новосибирск» (2003 г.) и энциклопедии «Лучшие люди России. Часть II. Родины славные сыны и дочери» (2004 г.). (
фото 13, фото 14, фото 15, фото 16, фото 17, фото 18, фото 19, фото 20)
Дорогой Олег Николаевич!

Сердечно поздравляю Вас с юбилеем! Желаю Вам доброго здоровья на долгие годы, бодрости, активного творческого долголетия, благополучия и новых успехов во всех делах на благо университета и страны!
А. Н. Яковлев, профессор, заслуженный работник НГТУ, почетный работник высшего профессионального образования РФ

Выпуск №3 (230); 27 марта 2013 г.