Новосибирский государственный технический университет

Ежемесячный информационный бюллетень Издается с января 1992 г.
Архив выпусков бюллетеня "НГТУ Информ": сентябрь 2011 г. – декабрь 2015 г.

Реализация федеральной контрактной системы в НГТУ в 2014 году

Тезисы сообщения заведующей сектором отдела сопровождения закупок А. О. Турчинович

1. Проведение закупок в НГТУ
С 1 февраля 2014 года НГТУ проводит закупки по двум федеральным законам:
— Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» 
— Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В рамках Федерального закона № 44-ФЗ расходуются:
— бюджетные средства,
— смешанные средства (бюджетные и внебюджетные средства). 
В рамках Федерального закона № 223-ФЗ расходуются:
— средства грантов, субсидий, передаваемых безвозмездно юридическими (физическими) лицами; 
— субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное; 
— исполнение по контракту (привлечение иных лиц для поставки товаров, работ, услуг, необходимых для исполнения контракта); 
— внебюджетные средства.
2. Объем закупок, 
проведенных в 2014 году
На рисунке 1 представлено общее число закупок, проведенных в 2014 году. Всего — 516 закупок.
Рисунок 1. Общее число закупок, проведенных в 2014 году
р.1с.9.jpg
По Федеральному закону № 223-ФЗ — 466 закупок, из них: запрос котировок — 174, открытый конкурс — 3, электронный аукцион — 219, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — 70.
По Федеральному закону № 44-ФЗ — 50 закупок, из которых: запрос котировок — 11, открытый конкурс — 2, электронный аукцион — 28, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — 9.
Общее количество закупок, проведенных в 2013–2014 годах показано на рисунке 2.
Рисунок 2. Общее количество проведенных закупок в 2013–2014 годах
р.2с.9.jpg
Общее количество закупок, проведенных в 2013–2014 годах показано на рисунке 2.
В 2013 году закупки осуществлялись в рамках Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который утратил силу с 01.01.2014.
3. Планирование закупок в НГТУ
Поскольку закупки в НГТУ осуществляются по двум Федеральным законам, процедуры их оформления имеют различия. В таблице 1 отражены этапы осуществления закупок по этим законам.
Таблица 1. Основные этапы проведения закупок
т.1.с10.jpg
Таким образом, закупки в НГТУ осуществляются в соответствии с двумя планами: планом-графиком (согласно Федеральному закону № 44-ФЗ) и планом закупок (согласно Федеральному закону № 223-ФЗ). 
Закупки, не предусмотренные планом-графиком и планом закупок, не могут быть осуществлены.
Добавление новой закупки производится путем составления служебной записки по установлентолько на ее основании.
В 2014 году по Федеральному закону № 44-ФЗ и Федеральному закону № 223-ФЗ были составлены отдельные планы закупок:
• по 44-ФЗ — план-график на год. С 2016 года, помимо плана-графика, необходимо будет формировать план закупок на 3 года; 
• по 223-ФЗ — план закупок на 1 год; 
• план закупок инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств по Федеральному закону № 223-ФЗ (с 2016 года — на срок 5–7 лет). 
Критерии, по которым продукция относится к инновационной, установлены приказами министерств1. Среди них можно отметить общие показатели:
• характеристики товаров являются принципиально новыми или существенно отличаются от характеристик ранее произведенного аналогичного товара; 
• при производстве товара используются впервые внедренные результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; 
• товар, выпуск которого основан только на применении нового или модернизированного технологического оборудования, технологических процессов или технологий, ранее не применяемых при производстве данного товара, или новых материалов; 
• потребительские свойства товара являются улучшенными по сравнению с имеющимися аналогами.
3.1. Смета-заявка
Для составления планов закупок на следующий год подразделения НГТУ должны в октябре текущего года предоставить смету-заявку по расходам в планово-финансовый отдел (ПФО). 
Смета-заявка по расходам содержит следующие сведения:
— статья расходов; 
— предмет закупки; 
— краткая характеристика; 
— количество; 
— цена / сумма; 
— месяц закупки.
4. Основные этапы и сроки проведения закупок
4.1. Способы проведения закупок
Способы проведения закупок по Федеральному закону № 44-ФЗ и Федеральному закону № 223-ФЗ показаны на рисунке 3.
Рисунок 3. Способы проведения закупок
Р.3.с.10-500.jpg
4.2. Минимальные сроки проведения закупок
Минимальные сроки при проведении закупок (с момента опубликования процедуры до момента заключения контракта) отражены в таблице 2.
Таблица 2. Минимальные сроки проведения закупок
т.2.с10.jpg
Сроки, предшествующие подготовке документации, тоже имеют свои особенности. Требуется время на подготовку технического задания, выяснения источников финансирования и составления договора. Их стоит учитывать при формировании задания.
Сроки проведения процедур и порядок заключения договоров / контрактов регламентированы Федеральным законом № 223-ФЗ, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд НГТУ и Федеральным законом № 44-ФЗ. Например, запрос котировок по Федеральному закону № 223-ФЗ проводится на сумму до 1 миллиона рублей, при этом срок приема заявок составляет 7 дней, независимо от начально-максимальной цены и, в отличие от закупок по Федеральному закону № 44-ФЗ, минимальный срок заключения договора не регламентирован. Т. е. договор можно заключить на следующий день после публикации протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом запросе котировок на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Аналогично при проведении конкурсов и аукциона — договор можно заключать после публикации протокола рассмотрения и оценки заявок и протокола аукциона, соответственно. На практике за один день все выполнить невозможно, поэтому на эту процедуру следует закладывать несколько дней.
В рамках Федерального закона № 44-ФЗ при проведении запроса котировок срок приема заявок зависит от начально-максимальной цены (НМЦ) контракта. Если НМЦ меньше 250 тыс. руб., то срок приема заявок составляет не менее 4 рабочих дней, если НМЦ не превышает 500 тыс. руб. (но больше 250 тыс. руб.), то срок приема заявок составляет не менее 7 рабочих дней. Договор по результатам состоявшейся процедуры заключается не ранее чем через 7 дней, при проведении аукциона — количество дней увеличивается до 10 дней.
В рамках нового законодательства существует новый вид закупки — запрос предложений. На прием заявок для запроса предложений, отводится не менее 5 дней. Эта процедура, которая называется миниконкурсом, установлена Федеральным законом № 44-ФЗ, Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд НГТУ. Критерием оценки в этом случае является не только цена (как в аукционе), но и условия исполнения контракта. Однако условия проведения запроса предложений строго регламентированы Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд НГТУ и Федеральным законом № 44-ФЗ.
4.3. Проведение закупок
Схема проведения закупок в НГТУ представлена на рисунке 4.
Рисунок 4. Схема проведения закупок
рис.4с11.jpg

5. Регламент проведения закупок
Регламент проведения закупок показан на схеме (рисунок 5). 
Рисунок 5. Регламент проведения закупок
р.5.с.11.jpg
Подразделения НГТУ, ответственные за закупку: Отдел материально-технического снабжения, Центр информатизации университета, Научная библиотека, Производственный отдел, Отдел капитального строительства, Планово-финансовый отдел, Информационная служба, Служба проректора по общим вопросам, Отдел социального развития, ректорат, учебное управление.
По Федеральному закону № 44-ФЗ предусмотрен отчет об исполнении контракта. После оплаты поставляемого товара (оказанной услуги, выполненной работы) ответственное лицо должно передать соответствующие документы об исполнении, экспертизе и приемке в Отдел сопровождения закупок (ОСЗ) в течение двух рабочих дней (данную информацию необходимо отразить на официальном сайте в течение трех рабочих дней с момента (даты) оплаты). В течение 10 дней составляется отчет об исполнении контракта (по установленной форме), который также передается в ОСЗ. Любое нарушение сроков влечет административное правонарушение, размер штрафа на должностное лицо может достигать до 50 тыс. рублей.
6. Основные сложности, возникшие в 2014 году
• Сложность в отнесении закупки к 44-ФЗ / 223-ФЗ (определение источника средств). 
• Неполное и несвоевременное предоставление сведений по плану-графику 44-ФЗ или плану закупок 223-ФЗ.
• Проведение закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) свыше 100 тыс. руб. в рамках Федерального закона № 223-ФЗ без уведомления Отдела сопровождения закупок. 
• Предоставление задания (заявки) на закупку в Отдел сопровождения закупок с уже поставленным товаром, выполненной работой, оказанной услугой, что является грубым нарушением процедуры закупки. 
• Нарушение сроков при формировании документов по исполнению контрактов в рамках Федерального закона № 44-ФЗ. 
• Нередко ответственными за закупку в подразделениях назначаются лица, не знакомые с основами Федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. 
• Неритмичное расходование средств подразделений в течение года.

Выпуск № 4 (254) 29 апреля 2015