Новосибирский государственный технический университет

Ежемесячный информационный бюллетень Издается с января 1992 г.
Архив выпусков бюллетеня "НГТУ Информ": сентябрь 2011 г. – декабрь 2015 г.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НГТУ: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

1. Общая характеристика образовательных программ, реализуемых в НГТУ в 2013–2014 учебном году
В 2013–2014 учебном году в НГТУ реализовывался ряд образовательных программ: часть из них — по государственным образовательным стандартам 2-го поколения (ГОС-2), часть — по федеральным государственным образовательным стандартам 3-го поколения (ФГОС). 
Общая характеристика образовательных программ, реализуемых в НГТУ в 2013–2014 годах представлена в таблице 1.
Сравнительное соотношение основных образовательных программ по ФГОС и ГОС-2 отражено на рисунке 1.
Т1.png
Р1.png
В 2013–2014 учебном году в НГТУ завершается подготовка бакалавров очной формы обучения по ГОС-2 (за исключением заочной формы обучения). Исключение — программы специалитета по ГОС-2 по очной форме обучения, но контингент на них остается незначительный. Все это говорит о том, что эффективность нашего образовательного процесса целиком будет зависеть от того, как мы организуем его по стандартам 3-го поколения и так называемого поколения «3+», которые последуют за ними.
1.1. Данные НГТУ по контрольным цифрам приема
По результатам конкурса на выделение контрольных цифр приема на 2014 год и на 2015 год не произошло уменьшения бюджетных мест (на 2014 год — 2 240 мест; на 2015 год — 2 457 мест), и это дает основания надеяться на то, что у нас есть все возможности для успешной деятельности в области подготовки кадров на уровне высшего образования (рисунок 2). 
Р2.png
В 2015 году по заявке университета Минобр­науки РФ увеличено количество бюджетных мест в магистратуру, на 207 мест. Для обеспечения такого набора требуется изменение подходов в приемной кампании, агитации наших студентов-выпускников по программам бакалавриата и привлечения выпускников других вузов.
По ФГОС-3 в настоящее время имеется всего 5 направлений специалитета. Поэтому вполне объяснимо, почему контрольные цифры приема на программы подготовки специалистов невелики.
1.2. Прикладной бакалавриат
Нужно отметить, что впервые НГТУ получил 20 мест на программы прикладного бакалавриата (на 2014 год и на 2015 год). Это для нас новый вид образовательных программ, которые нам необходимо осваивать, расширять.
Получены контрольные цифры приема на прикладной бакалавриат по двум направлениям: 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» и 24.03.04 «Авиастроение». Выделено по 10 бюджетных мест на каждое направление.
1.3. Сетевые образовательные программы
Новым стало планирование реализации сетевых образовательных программ. Это будут несколько программ магистратуры, реализация которых предполагается в двух видах:
— с образовательными учреждениями других городов (на данный момент подписаны договоры с Магнитогорским государственным техническим университетом им. Г. И. Носова и с Санкт-Петербургским государственным университетом аэрокосмического приборостроения о реализации двух магистерских программ в сетевой форме по направлениям: 38.04.01 «Экономика» и 09.04.01 «Информатика и вычислительная техника»; 
— организация подготовки в сетевой форме целевых магистров для администрации Новосибирской области. В качестве участников сетевых договоров предполагается кроме НГТУ, НГУ и представителя министерства образования Новосибирской области, т. н. ГАУ-центр, ряд предприятий и организаций, которые участвовали в конкурсе на эти целевые места и выиграли этот конкурс (НГТУ предложено использовать 31 целевое место). В настоящее время на факультетах активно идут встречи с представителями предприятий.
1.4. Лучшие образовательные программы инновационной России
За 2013–2014 учебный год в качестве достижений в образовательной деятельности можно отметить то, что 31 программа вошла в число лучших образовательных программ инновационной России в 2013 году (подробнее в бюллетене «НГТУ Информ» № 6 от 28 мая 2014 года и на сайте проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России» www.best‑edu.ru, на портале НГТУ лучшие программы отмечены логотипом проекта). 
1.5. QS STARS
Уровень НГТУ отмечен тремя звездами в международном рейтинге QS Stars.
Приятно отметить, что в области образования НГТУ присвоено 5 звезд (подробнее о рейтинге — в бюллетене «НГТУ Информ» № 6 от 28 мая 2014 года и на сайте агентства QS: http://www.topuniversities.com/qs-stars, на портале НГТУ в разделе «Рейтинги»). 

2. Условия реализации общих образовательных программ в 2013–2014 году
Самым крупным событием стало вступление с 1 сентября 2013 года в действие Закона об образовании (Федеральный закон от 28.12.2012 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»). С этим важным документом связана подготовка большого количества подзаконных актов.
• Изменилась терминология в области высшего профессионального образования:
— в соответствии с приказом ректора НГТУ от 20.09.2013 г. № 1339 все студенты, обучающиеся по программам высшего профессионального образования (ВПО), считаются теперь студентами, обучающимися по программам высшего образования (ВО); 
— итоговая государственная аттестация (ИГА) переименована в Государственную итоговую аттестацию (ГИА). В связи с этим внесены изменения в Положение о Государственной итоговой аттестации НГТУ (подготовлено Временное Положение). Проект министерского положения о ГИА был опубликован на сайте Министерства образования и науки в декабре 2013 года (добавлено: проверка работ на антиплагиат, изменения в составе комиссии, изменения в работе аппеляционной комиссии, изменение сроков повторной пересдачи в случае неудовлетворительных первых результатов с трех месяцев до одного года); 
— замена ГАКов на ГЭКи. Приказ о составе Государственной экзаменационной комиссии в этом году уже был оформлен в соответствии с новыми требованиями. Которые были озвучены в проекте. А требования эти заключаются в том, что состав комиссии не менее 5 человек, в том числе по госэкзамену; в составе комиссии должно быть не менее двух сторонних членов ГЭК (председатель и еще один сторонний член комиссии). 
• С 1 января 2014 года прекращена выдача дипломов государственного образца. С 2014 года всем выпускникам ВО, успешно прошедшим ГИА, выдаются дипломы образца, установленного Минобрнауки РФ (Приказ Минобрнауки РФ от 1 октября 2013 г. № 1100 «Об утверждении образцов и описаний документов о высшем образовании и о квалификации и приложений к ним»). 
Такие дипломы выдаются всем: и выпускникам программ по ГОС-2, и выпускникам программ по ФГОС-3. Первые такие дипломы в январе, феврале и марте получили выпускники ФЛА и ФЭН (специальности со сроком 5,5 лет и заочники-ускоренники). 
Отменено Типовое положение о вузе. Вместо него введен в действие новый документ «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета программам магистратуры» (Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2013 г. № 1367). 
Новые требования «Порядка», в частности, касаются фонда оценочных средств (ФОС). При подготовке к аккредитации мы создавали фонды контролирующих материалов, но это не одно и то же. ФОС меняют сам принцип оценки. Эти средства должны оценивать не результаты дисциплины конкретной, а демонстрировать степень, уровень овладения компетенциями, причем должны позволять это сделать на любом этапе образовательного процесса. Это требует отражения в документе, который описывает ФОС, четких взаимосвязей между каждой компетенцией, каждой дисциплиной и контролирующими материалами.
• Утверждены новые Перечни специальностей и направлений подготовки ВО (Приказ Минобрнауки РФ от 12 сентября 2013 г. № 1061). 
• Подготовлены проекты новых образовательных стандартов (ФГОС 3+). Ожидается их принятие до 01.09.2014 г. Обучение первого курса набора 2014 года должно осуществляться по ФГОС 3+.
• Утверждена новая примерная форма договора на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 21 ноября 2013 г. № 1267, Минюст 20.02.2014 г.). 
• Утверждены изменения в «Дорожной карте» (Распоряжение Правительства от 30 апреля 2014 г. № 722-р). В частности эти изменения коснулись соотношения количества студентов на одного преподавателя. Дорожная карта предписывает ускорить процесс движения к увеличению этого соотношения. Чтобы выполнить требования этих документов, следует изменить организацию образовательного процесса в НГТУ, пересмотреть имеющиеся подходы к формированию учебных планов, реализации учебного процесса по дисциплинам, с тем чтобы можно было меньшими усилиями преподавателя, при меньшем количестве часов нагрузки обеспечивать качественный образовательный процесс.

3. Проблемы образовательного процесса, требующие решения
• Приведение организации образовательного процесса и его нормативного обеспечения в соответствие с требованиями новых нормативных документов. В том числе формат учебных планов и рабочих программ, как минимум для набора 2014 года, фонды оценочных средств, контактные часы и др.). 
• Нехватка аудиторий в связи с увеличением доли практических занятий в учебных планах по ФГОС.
• Необходимость реструктуризации объемов нагрузки преподавателей.

4. Пути решения проблем и перспективы развития образовательного процесса
• Оптимизация учебных планов в соответствии с новыми возможностями, предоставленными «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета программам магистратуры», ФГОС 3+ (снятие ограничений 54 часа, 27 часов, ликвидация разделения дисциплин на блоки Б1, Б2, Б3 и др.). 
• Совершенствование подходов к реализации учебного процесса по дисциплинам (увеличение доли самостоятельной работы, снижение аудиторной нагрузки преподавателя, совершенствование ЭУМК и др.). 
• Пересмотр подходов к составлению расписания занятий.
• Оптимизация организации обучения в магистратуре.
• Развитие программ прикладного бакалавриата.
• Увеличение доли программ в сетевой форме.
Тезисы доклада начальника Учебного управления доцента Ю. В. Никитина

Выпуск № 7 (245) 25 июня 2014 г.