Новосибирский государственный технический университет

Ежемесячный информационный бюллетень Издается с января 1992 г.
Архив выпусков бюллетеня "НГТУ Информ": сентябрь 2011 г. – декабрь 2015 г.

Реализация в НГТУ учебных планов по новым образовательным стандартам

Тезисы доклада начальника Учебного управления доцента Ю. В. Никитина

Характеристика образовательных программ, реализуемых в НГТУ в 2014–2015 учебном году

Общая характеристика образовательных программ, реализуемых в НГТУ в 2014–2015 годах, а также численность обучающихся по этим программам представлены в таблице 1.
Большая часть программ в этом учебном году в НГТУ реализуется по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Есть еще небольшое число обучающихся по государственным образовательным стандартам (ГОС-2), но с января 2016 года обучение в НГТУ по ГОС-2 будет практически завершено.
На рисунке 1 показано соотношение образовательных программ и обучающихся в НГТУ по ФГОС и ГОС-2 в 2014–2015 году.
Число образовательных программ (бакалавриат, магистратура, специалитет), реализуемых в НГТУ, по которым приняты новые образовательные стандарты (ФГОС-3+) по состоянию на 17 июня 2015 года представлено на рисунке 2.
Особенность ФГОС-3+ заключается в том, что после того, как он опубликован, приказ, который вводит в действие этот стандарт, отменяет предыдущий — ФГОС-3. И поэтому, как только стандарт вступает в действие, все программы следует привести в соответствие с новым стандартом.

10.jpg

Нормативная база
1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 28 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» (вступил в действие с 1 сентября 2013 года). В редакциях закона — 19 поправок1. Одна из самых значимых была принята в 2014 году — Федеральный закон № 500 от 31 декабря 2014 года. После его введения существенно повысилась ответственность вузов за качество реализации их образовательных программ. Последствия при выявлении нарушений в этой области могут быть очень серьезными — начиная с приостановления приема до отзыва лицензии.
Ежегодно проводится мониторинг эффективности вузов, в результате чего определенный процент вузов признается неэффективными. В отношении этих вузов предпринимаются различные меры: реструктуризация, закрытие вуза.
2. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (приказ Министерства образования и науки РФ № 1367 от 19 декабря 2013 г.) 
3. Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования (утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ № 1061 от 12 сентября 2013 г. в редакции приказа Министерства образования и науки РФ № 270 от 25 марта 2015 г.). Особенность приказа № 270 заключается в том, что он запретил вузам использовать предыдущие перечни. В связи с этим, все студенты в настоящее время обучаются и будут выпускаться по новым кодам направлений и специальностей, независимо от того, какой стандарт действует.
4. Распоряжение Правительства № 722-р от 30 апреля 2014 г. «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки”», в котором установлены значения соотношения преподаватель — студент 10,7 — на 2015 год; 11,1 — на 2016 год, для выполнения которых необходимо совершенствовать образовательные технологии с тем, чтобы при меньшей аудиторной нагрузке преподавателей достигать тех целей, которые установлены стандартом.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС-3+) утверждены приказами Министерства образования и науки РФ в 2014—2015 гг.
6. Письмо Министерства образования и науки РФ. № 05–2052 от 4 июня 2015 г. «О заполнении дипломов о высшем образовании и о квалификации».

Новые образовательные стандарты (ФГОС-3+) 
Основные отличия новых образовательных стандартов (ФГОС-3+) заключаются в следующем:
1. Изменения в требованиях к структуре образовательных программ (таблица 2
Основное изменение заключается в том, что дисциплины объединены в единый блок без деления на циклы (гуманитарные и др.). Все практики перенесены в вариативную часть. Блок государственной итоговой аттестации во всех государственных стандартах приведен к единому объему.
2. Единый набор общекультурных компетенций для одного уровня (бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура)
Компетенции большинства ФГОС-3+ совпадают, это требует принятия вузом решений по содержанию образовательных программ в части введения единых базовых дисциплин, которые формируют одни и те же компетенции.
3. Отсутствие регламентации знаний и умений
4. Изменение формата реализации дисциплины «Физическая культура»:
4.1. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:
• базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата — в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения; 
• элективных дисциплин (модулей) — в объеме не менее 328 академических часов.
5. Изменение требований к структуре практик:
5.1. В Блок 2 «Практики» входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.
Типы учебной практики: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.
6. Отсутствие ограничений по максимальной еженедельной общей нагрузке обучающегося (54 часа) и его аудиторной нагрузке (27–32 часа) 
7. Отсутствие числовых ограничений по удельному весу занятий, проводимых в интерактивных формах
8. Требования по реализации образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья
9. Отсутствие возможности реализации образовательных программ в заочной форме по ряду направлений.

11.jpg

Принятые решения
1. Установлены увеличенные нормы по максимальной еженедельной общей нагрузке обучающегося и его аудиторной нагрузке, а также минимальный объем контактной работы.
«Положение об организации и осуществлении образовательной деятельности по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в НГТУ»:
• Минимальный объем контактной работы обучающихся с преподавателем устанавливается в университете для очной формы обучения 40%… от общего объема дисциплины.
• Максимальный объем аудиторных занятий (лекционного и семинарского типов) при организации образовательного процесса по образовательной программе устанавливается в университете для очной формы обучения 36 часов в неделю, для очно-заочной (вечерней) формы обучения — 24 часа в неделю.
• Максимальный объем общей нагрузки при организации образовательного процесса по образовательной программе устанавливается в университете 64 часа в неделю.
2. Разработаны и согласованы единые форматы дисциплин базовой части учебных планов бакалавриата для реализации компетенций единых для уровня образования (примеры — в таблицах 3, 4). 
Кроме того, согласованы единые форматы экономического блока дисциплин для бакалавров технических направлений, содержание которых формировалось в сотрудничестве с работодателями (таблицы 5, 6). 
3. Разработан и внедрен модульный принцип реализации ряда дисциплин. В таблицах 7, 8 представлены модули дисциплин гуманитарной направленности, которые уже реализуются в настоящее время.
4. Внесены изменения в форму учебного плана (рисунок 3): в нем появились колонки, которые отражают объем контактной работы и объем консультаций, что является требованием Порядка реализации бакалавриата, магистратуры и специалитета.
5. Разработан новый формат по дисциплине «Физическая культура». Она представляет собой модуль «Физическая культура и спорт», в котором выделена базовая часть и элективные дисциплины, согласованные с кафедрой физвоспитания и спорта (рисунок 4). 
6. Разработан новый формат представления практик и научно-исследовательских работ: выделяются учебная и производственная практика. В каждом наименовании дисциплины есть две части: первая часть определяет наименование практики (учебная или производственная), вторая — тип практики (рисунок 5). 
7. Разработаны форматы представления документов образовательной программы, включающие в себя общую характеристику образовательной программы, формат рабочей программы дисциплины, формат фонда оценочных средств по учебной дисциплине. Все форматы представлены в виде приложений к Порядку разработки и утверждения образовательных программ (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура) и выставлены на сайте НГТУ в разделе «Портал НГТУ» / «Общая информация» / «Сведения об образовательной организации» / «Документы» (рисунок 6). 

12.jpg


15.jpg


Ближайшие задачи
1. Доработка учебных планов в соответствии с последними требованиями нормативных документов и рекомендаций Министерства образования и науки Российской Федерации в части наименования практик, блока экономических дисциплин, факультативов и физической культуры
2. Ежегодное обновление образовательных программ с учетом новых нормативных требований и опыта государственной аккредитации ОП по ФГОС-3+ (апрель 2015 года) 
3. Разработка образовательных программ для прикладного бакалавриата для набора 2016 года (21,3 % от контрольных цифр приема 2016 года в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ № 543 от 29.05.2015 г.)
4. Оптимизация учебных планов и организация обучения в магистратуре
5. Увеличение доли программ в сетевой форме.


Выпуск № 8 (258) 31 августа 2015 г.